Современный дизайн освещения в квартире или частном доме – это уже не просто комбинация верхнего и нижнего света, а сложные световые сценарии, которые оптимальны для разного времени суток и определенной деятельности. Этим вопросом занимается светодизайн – наука об искусстве управления светом. Ее задача – создать комфортное и привлекательное пространство, продумать влияние света на настроение человека и с учетом этого разработать схемы сценариев освещения в интерьере всех помещений.
Три важнейших принципа освещения в дизайне были обозначены около 60 лет назад Ричардом Келли. Это американский архитектор, который по праву считается основателем светодизайна. Из своего опыта он смог сформировать принципы, актуальные и для современного освещения в дизайне интерьера:
При разработке сценария освещения необходимо учитывать вид света, который дают выбранные светильники. Есть прямой свет, который исходит от излучателя и направлен на освещаемое место, в одну сторону. Его дают потолочные и подвесные светильники.
Следующий тип света – рассеянный. Он более мягкий, не такой яркий и резкий, снижает контрастность и минимизирует тени. Его создают некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников. Самым мягким и естественным считают отраженный свет, получаемый при отражении от пола, стен и потолка.
Свет в дизайне интерьера представляет комплекс из трех видов освещения, которые в некоторой степени пересекаются с принципами Ричарда Келли:
Еще сценарии освещения в интерьере могут базироваться на горизонтальном или вертикальном свете. Горизонтальный чаще используют в общественных заведениях, поскольку он подсознательно создает у человека ощущение комфорта в незнакомом месте. Для домашней обстановки привычнее вертикальный свет, направленный на стены.
Освещение в дизайне интерьера базируется на эстетическом восприятии, эргономическом аспекте и многофункциональности. В каждом помещении будут свои световые сценарии в зависимости от выделенных зон и того, как жильцы предпочитают проводить время.
Сценарии для гостиной:
В спальне, где должна быть атмосфера уюта и покоя, лучше не использовать яркий и резкий свет. Он уместен для отдыха и уборки. В качестве основного источника света в спальне чаще используют люстры с непрозрачными стеклянными плафонами или тканевыми абажурами, которые обеспечивают мягкий обволакивающий свет.
Для отдыха в спальне стоит сочетать бра и торшеры со скрытой закарнизной подсветкой. На прикроватных тумбах размещают настольные лампы с абажурами, такие как SN010, SN004 или SN024. Их принято использовать как по отдельности с бра, так и вместе.
Альтернативой этим источникам света в дизайне спальни могут выступать торшеры или светильники на длинном подвесе, такие как SP013.
На кухне особое внимание нужно уделить освещению в рабочей зоне. Традиционно ее освещают направленными светильниками. Они могут быть встроены в вытяжки, шкафы, полки и прочие предметы мебели. В дизайне потолочного освещения кухни оптимальным выбором будут яркая люстра над обеденным столом и 3-4 подвесных светильника над барной стойкой, например, SP008, SP001 или SP012.
Организовать освещение в современном дизайне гораздо проще, поскольку в настоящее время есть огромный выбор осветительных приборов. Среди них люстры, бра, лампы, торшеры и подвесные светильники. Комплект из 3-5 светильников позволит организовать несколько сценариев освещения в квартире. Главное – подобрать их в одном стиле и с учетом стилевого оформления всего интерьера. Предлагаем несколько комплектов светильников для создания стильного и эргономичного дизайна света в квартире:
Разрабатывая дизайн освещения в квартире, при необходимости можно визуально увеличить высоту потолка. В этом поможет свет, направленный снизу вверх. Расширить само помещение можно с помощью нескольких источников света, направленных на стены.
В маленьких комнатах постоянно включенное верхнее освещение может доставлять дискомфорт, поэтому как альтернативу можно использовать бра, расположенные по периметру. Не менее важно выбирать качественное световое оборудование. Светильники, изготовленные из латуни, долговечны и еще эстетичны.